Абстрактное, или беспредметное, искусство возникло на заре человечества. Оно многократно исчезало, растворившись в различных течениях и направлениях, и возникало вновь. В ХХ веке на Западе абстракционизм стал одним из модных видов изобразительного искусства современности.
Сейчас абстрактные полотна украшают многие известные выставочные центры мира. Хоть в начале прошлого столетия именно Россия была первой развития этого направления, сейчас в нашей стране насчитывается немного его поклонников. Люди просто не понимают, что означает это нагромождение цветных пятен, а загадка популярности знаменитого «Черного квадрата» им до сих пор не доступна.
Почему «Черный квадрат»?
Это полотно Казимира Малевича, появившееся на выставке в далеком 1914 году, вызвало шквал эмоций еще в то время, и вызывает недоумение, а иногда и насмешки в наши дни. Тем не менее, о «Черном квадрате» известно практически всем. И уже этим он завоевал свою популярность. Большинство людей говорит, что такое нарисовать может любой. В этом они, безусловно, правы. Но суть этого полотна, как и других абстрактных картин, заключена не в том, что их легко написать, а в том, что хотел сказать художник. И сказал Казимир Малевич этим полотном многое.
История «Черного квадрата
В начале прошлого века в художественной среде шли активные поиски путей творческого самовыражения. Открытие в физике частицы, которая на тот момент не имела массы, нейтрино, делало мир, уже практически ставший в сознании людей материальным, вновь рукотворным с участием высших сил. Реалистическое искусство теряло свои устойчивые позиции. Художники искали язык символов и форм. Поэтому картинные галереи наполнялись странными полотнами с зашифрованными изображениями. Свой путь в искусстве искал и Казимир Малевич.
Еще ребенком отец, управляющий сахарным заводом, отправлял его в украинское село под Киевом на лето. Здесь мальчишка с удовольствием помогал местным женщинам расписывать белые мазанки старославянскими символами: узорами из кругов, ромбов, крестов и квадратов. Каждый из этих символов имел свое значение: это были своеобразные зашифрованные обереги, защищающие дом от различных напастей. Когда уже взрослый художник начал свой поиск основ нового искусства, он нашел тот абсолютный ноль, с которого оно должно было зародиться. Это была самая простая, органично окрашенная в черное форма равностороннего квадрата на белом фоне. Так и появилась эта картина. Полотен с квадратами красными и черными, варьирующимися по количеству, было 14. Но именно «Черный квадрат на белом фоне» стал символом абстрактного искусства.
Свое направление художник назвал «Супрематизмом» – наивысшим, основой, которая дает начало всему. Каждый день московский выставочный зал собирал сотни людей. Полотно как бы предсказывало финал прежней привычной жизни и начало новой. Оно стало действительно пророческим. Малевич еще в двадцатые годы был идеологом абстрактного направления, пока в начале тридцатых «главным стилем» в искусстве не стал социалистический реализм. И творчество абстрактных художников было забыто надолго.
ИА « Тема Самара ». При использовании материала гиперссылка обязательна.